Олимпиада по русскому языку


Часть А

1. Назови одним словом.

  1. Вареные в воде фрукты
  2. Продукт, которым собиралась позавтракать ворона
  3. Человек, любящий лежать на диване, кровати
  4. Подземная железная дорога


2. Замени одним словом с двумя одинаковыми согласными рядом. Теплая погода зимой или весной, когда тает снег, – оттепель.

  1. Состояние, когда человеку не спится
  2. Ответ на вопрос “Отчего?”
  3. Молодые растения, выращенные в парниках для пересадки в грунт


3. Запиши имена существительные в форме родительного падежа множественного числа.

Чулки, туфли, сани, ботинки, килограммы, каникулы, яблоки, камни.


4. Выпиши только те слова, у которых есть приставки, разбери их по составу.

Покупка, победитель, подоконник, поляна, заботливый, забавный.


5. Какое слово нужно вставить вместо точек, чтобы получить четыре новых слова?


6. Подчеркни слова, в которых все согласные твёрдые.

Дружит, билет, туфли, чудный, шьёшь, уголь, процент.


7. Соедини слова правого и левого столбика так, чтобы получить новые слова.

Воз Гриб Бор Хор Газ Яр Стол Банк Сено
яр рот марка очки ода вал он овод глас

8. Если правильно воспользоваться ключом, то можно прочитать зашифрованную загадку. Попробуй теперь ее отгадать! Интересно, что у тебя получится?


9. Добавь букву, чтобы получилось новое слово. Запиши получившееся слово.

пар_ вал_ сон_ рот_ тук_ зал_


10. Загадка-шутка “Что это?”

  1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело
  2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не бельё, а их раз-вешивают чрезмерно доверчивые
  3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле


11. Запиши слова, которые не меняются, когда с конца читаются. Например: боб.


12. Из каждой группы вычеркни лишние слова.

Соринка

Сорняк

Сорвал

Насорил

Голубка

Голубятня

Голубь

Голыш

Поле

Полевой

Полочка

Полюшко


13. Переставь буквы так, чтобы получилось новое слово. Запиши получившиеся слова.

Жало, куст, карп, волос, мать, краб.


14. Замени имена прилагательные противоположными по значению.

  1. Грубый голос
  2. Грубый ответ
  3. Густой лес
  4. Густой суп


15. В предложении Зима кончается «спрятано» слово мак. В четырёх из этих пяти предложений «спрятаны» названия птиц, а в одном — название цветка. Найди их и запиши.

  1. Сестрица пляшет.
  2. Лилипут кашляет.
  3. Врачи ждут.
  4. Метро закрыто.
  5. Книга истрёпана.


16. Сколько раз в стихотворении встретился звук [з]?

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мы слова считать:

Зайка, зонтик, слон, насос,

Воз, сорняк и пылесос.


17. Вместо точек вставь названия животных.

  1. голоден, как …
  2. нем, как…
  3. упрям, как…
  4. хитер, как…
  5. колючий, как…
  6. труслив, как…


18. Прочитай текст. Помоги исправить ошибки.

Выглинуло иззатуч солнушко. На ступило висеннее утром. Защебитали виселые птицами. Падняли галофки цвиты. Палетели за меду пчелы.


19. Соедини стрелкой букву “Т” со словами, в которые её нужно вставить.

Мес?ность

Чудес?ный

Т

вкус?ный

окрес?ность


20. Найди “лишнее” слово в синонимическом ряду:

Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.


21. Каждое словосочетание замени одним словом с нужным суффиксом.

  1. Тот, кто любит шутить
  2. Житель Москвы
  3. Свойство доброго человека
  4. Тот, кто богат на выдумки
  5. Смелый человек


22. Замени одним словом фразеологизмы:

  1. Мозолить глаза
  2. Точить лясы
  3. Как снег на голову
  4. Бить баклуши


23. Напиши, каким членом предложения и какой частью речи является слово “поле”.

Солнце осветило зеленое поле

Член предложения: ________________________

Часть речи: _______________________________


24. Подчеркни слова, состав которых соответствует схеме: приставка+корень+суффикс+окончание

  • вылеты
  • осмотр
  • списки
  • походы
  • пригородный
  • безголосый


25. Помоги существительным найти свое место: какао, шампунь, шоссе, лыжи, тюль, полынь, повидло, сани, мозоль, туннель, ворота.

Мужской род Женский род Средний род


26. К данным существительным подбери одно из двух прилагательных. Подчеркни это прилагательное.

  1. Лес (еловый - ёлочный)
  2. Игрушка (еловая - ёлочная)
  3. Цветок (душистый - душный)
  4. Зал (душистый - душный)
  5. Мороженое (сливочное - сливовое)
  6. Варенье (сливочное - сливовое)


27. Прочитай предложения. Найди ошибки и постарайся их исправить.

  1. Повар посолил суп солью.
  2. У Юры жил молодой котёнок.
  3. На хрустальной люстре было много висячих висюлек.


28. Расставь предложения в правильной последовательности, чтобы получился текст. Запиши номерами правильную последовательность расположения предложений.

  1. Они раскачивались и шумели.
  2. Сосны толпились у берега.
  3. Одна сосна даже приподнялась на цыпочки, так что стали видны её толстые крепкие корни.
  4. Ветки у них сбегались к верхушкам, чтобы увидеть всё, что за лесом.
  5. Сосны вытягивались вверх, вытягивались и стали самыми стройными, высокими деревьями в лесу.


29. Эти слова часто произносят неправильно. Проверь себя, поставь в словах ударение.

Свекла, щавель, алфавит, звонит, гусеница, красивее, ракушка, туфля, портфель.


30. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам.

  1. Неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец (вьетнамская).
  2. Тот не заблудится, кто спрашивает (финская).
  3. Дважды отмерь прежде, чем один раз отрезать (английская).



Часть В

Говорят: лучше делать и ошибаться, чем ничего не делать и не ошибаться. Согласен ли ты с этим утверждением или нет? Постарайся объяснить свою точку зрения. Запиши получившийся текст, озаглавь его.


Олимпиада по математике


Часть А

1. Даны числа:

  • 234 004
  • 1 234 24
  • 432 043
  • 836 749
  • 96 234 328
  • 1 000 000
  • 89 677 889

Укажите в ответе номера верных утверждений:

  1. Среди этих чисел есть ровно два числа, имеющих одинаковое количество единиц второго класса.
  2. Последнее число содержит самое большое число единиц первого класса.
  3. В четвертом числе в два раза больше сотен тысяч, чем в третьем числе
  4. Сумма первого и третьего чисел больше, чем предпоследнее число

2. Если неизвестное число умножить на 7, а потом его же умножить на 3 и полученные суммы сложить, то в результате получится число 280. Найдите неизвестное число.

__ · 7 + __ · 3 = 280


3. Частное двух чисел равно 180. Чему равно новое частное, если делитель увеличить в 2 раза?


4. Проведите отрезок так, чтобы он разделил фигуру, представленную на рисунке на две равные фигуры.


5. В магазине продали 124 магнитофона по цене 865 р. Сколько денег выручил магазин за проданные магнитофоны?

Не выполняя вычислений, определите по записи выполненного умножения:

  1. сколько стоят 4 магнитофона;
  2. сколько стоят 20 магнитофонов;
  3. сколько стоят 100 магнитофонов;
  4. сколько стоят 124 магнитофона

6. На весы положили три одинаковые по массе дыни. Одну из дынь заменили арбузом, который вдвое тяжелее дыни. Весы показали 16 кг. Какова масса одной дыни?


7. Рассмотрите диаграмму. Запишите в ответе номера верных утверждений.

Доктор Пилюлькин решил подсчитать, сколько ложек касторки ему пришлось прописать за один год Незнайке, Пончику и художнику Цветику (каждый из них глотал одну ложку касторки за один день болезни). Для этого он построил следующую диаграмму, изучил ее и сделал выводы. Определите по диаграмме, какие из этих выводов верные, а какие нет.

Выводы:

  1. Всего прописано 33 ложки касторки.
  2. Меньше всех болел Незнайка.
  3. Цветик проглотил на 8 ложек касторки меньше, чем Пончик.
  4. Пончик проглотил больше ложек касторки, чем Незнайка и Цветик вместе.
  5. Незнайка болел 9 дней.
  6. Цветик и Пончик вместе проглотили ровно в 2 раза больше ложек касторки, чем Незнайка.

8. Незнайка решил построить дом. Для фундамента он должен купить блоки. На рисунке приведен чертеж фундамента: вид сверху и вид спереди.

Помогите Незнайке рассчитать стоимость фундамента, если цены блоков указаны в таблице.

Количество блоков (штук) Цена одного блока
менее 50 44 рубля
от 50 до 100 42 рубля
от 101 до 200 40 рублей
от 201 до 500 38 рублей
от 500 до 1000 34 рубля
более 1000 30 рублей

9. Длина стороны квадрата АВСД равна 16 см. Середины его сторон соединены отрезками так, что они образовали квадрат. Найдите и опишите разные способы вычисления площади этого квадрата.



Часть В

10. На прямой отмечены точки А, В, С, Д. Длина отрезка АВ = 10 см АС = 8 см, СД = 3 см. Чему может равняться длина отрезка ВД? Рассмотри разные случаи. Для каждого случая сделай чертеж.


11. Решите задачу, составив таблицу. Приведите свои рассуждения. В летний лагерь приехали отдыхать три друга: Миша, Володя и Петя. Известно, что каждый из них имеет одну из следующих фамилий: Иванов, Семенов, Герасимов. Миша – не Герасимов. Отец Володи – инженер, Володя учится в 4 классе. Герасимов в 5 классе. Отец Иванова – учитель. Какая фамилии у каждого из трех друзей?


12. Решите задачу, запишите ее решение и ответ. Два поезда идут навстречу друг другу со скоростью 45 км/ч каждый. Длина каждого поезда 250 м. Сколько секунд пройдет с момента встречи машинистов до момента встречи проводников, стоящих у последних дверей последних вагонов?